Посещение поселка Нум-То (ХМАО) (Россия, ХМАО) - отзыв

Посещение поселка Нум-То (ХМАО) отзывы
  • Посещение поселка Нум-То (ХМАО) - Курорты и экскурсии - Фото 126236
  • Посещение поселка Нум-То (ХМАО) - Курорты и экскурсии - Фото 126235
+1
-0
Цена:
Средняя оценка: 5 из 5
Рекомендуют: 100%
Расположение: Россия, ХМАО

Суть продукта, обзор характеристики:

Обзор: Посещение поселка Нум-То (ХМАО) (Россия, ХМАО) Православный десант во главе с иеромонахом, доктором медицины, отцом Анатолием (Берестовым) посещает поселок Нум-То Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа, где коренным жителям была оказана медицинская ...

Православная миссия в языческий поселок. Посещение поселка Нум-То (ХМАО) (Россия, ХМАО)

Отзыв о Посещение поселка Нум-То (ХМАО)

Посещение поселка Нум-То (ХМАО) фото1

Пасмурным утром во вторник 22 сентября 1998 года наш вертолет приземлился в поселке Нум-То. Нам предстояло прожить здесь до пятницы – следующего рейса вертолета из Ноябрьска. Нашу православную миссию из 4-х человек, возглавляемую иеромонахом о.

Анатолием (Берестовым) встретила ненецкая семья из рода Вылла, Павел и Наташа (последняя, кстати сказать, крещена в Православии и является главным духовным просветителем среди местных жителей). У этих прекрасных людей мы и поселились. В состав нашего православного десанта, кроме отца Анатолия, входили: руководитель телепрограмм Ноябрьского телеагентства "МИГ" Валерий Мартынов, представитель Ноябрьской городской православной общины и главный батюшкин опекун Галина Дементьева, и директор Ноябрьского фонда "ХРАМ" Анатолий Новиков.

Поселок (или, вернее, деревня) Нум-То расположен на берегу озера Нум-То, определившем его название. Озеро достигает в поперечнике 12-ти километров, оно находится на границе Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского районов. Почти из озера вытекает река Надым, которая с прилегающей к северной части озера территории образует родовые угодья Надымского района Ямала. Здесь проживает до 3/4 коренного населения, преимущественно ненцы. Около 25 процентов проживает на территории Березовского района Ханты-Мансийского округа, к которому административно относится и сам поселок Нум-То. По последним данным к нему приписано 245 человек, однако постоянно проживает не более тридцати.

Сам поселок состоит из полутора десятка избушек (многие из них пустуют), а также магазина, клуба, медпункта и дизельной, расположенных в таких же избушках. Никаких бытовых коммунальных услуг нет, в том числе и централизованного электроснабжения. Свет вырабатывает дизель, который включает староста поселка с 18-00 до 23-00 часов. Нужно сказать, что местные жители прекрасно обходятся и без него!

Основное занятие жителей: рыболовство, охота, оленеводство. Здесь также расположено отделение совхоза «Казымский» с совхозным оленьим стадом, около тысячи голов.

Примечательна история возникновения поселка Нум-То:

Исторический очерк о возникновении поселка Нум-То.

Казымское восстание.

Озеро Нум-То исстари почиталось ненцами как святыня. Прямо напротив теперешнего поселка находится священный остров, название которого можно перевести как «Глаза Бога». На этом острове раньше проводились языческие ритуалы, посвященные богу Нум. По сей день существует поверье, что на него не могут ступать, без трагических для себя последствий, чужаки и женщины.

И вот до этого-то священного для местных жителей места докатилась в начале 30-х годов «идея» руководителей советской власти изменить кочевой образ коренного населения, к которому при проведении коллективизации на Севере были применены мерки средней полосы страны. На озеро была послана рыболовецкая бригада и агитаторы-комиссары с целью организации совхоза, которые с рвением взялись за дело и в своих «стараниях» дошли, среди всего прочего, до того, что стали гранатами глушить рыбу в озере. Для местного населения это было неслыханным святотатством, и, после совета со старейшинами родов, было поднято восстание, которое вошло в историю края как «Казымское восстание». В его ходе было убито 2-3 комиссара и до десятка ненцев.

Вот этим-то событиям и обязан своим существованием поселок Нум-То.

Итак, мы разместились в доме Павла и Наташи Вылла. Наташа, как уже говорилось выше, исполняет в поселке роль старосты православной общины. Кроме того, они оба являются настоящими подвижниками истории своего края, собирателями различных документов о его прошлом и настоящем. Ими также заведена своеобразная «Памятная Книга Посещений поселка Нум-То», в которую все гости записывают свои впечатления и пожелания.

Мы узнали, что в июле этого года поселок Нум-То уже посещали какие-то христиане. Они оказались представителями христианской церкви протестантского толка «Осанна» из города Белый Яр (чтобы было понятно жителям нашего города, - это то же, что наша «Живая Вера»), которые оставили здесь много протестантской литературы, пытались «лечить» жителей и даже провели акцию их крещения в озере Нум-То, причем делали это глубокой ночью.

Из Памятной Книги Посещений поселка Нум-То:

"Я верю в будущее этого народа, чудесных людей этой земли. Господь любит вас и сохранит для вечной жизни. Пусть Слово Божие открывает вам Христа. Иисус, ваш Пастырь добрый, дарует вам свою Любовь, Надежду и Веру.

Да благословит всех вас Господь! С любовью Господа нашего Иисуса Христа, пастор Белоярской церкви «Осанна» В. В. Терехин. 15.07.98 г."

На нашего духовного руководителя это сообщение произвело большое впечатление. Отец Анатолий долго негодовал и потребовал, чтобы всех жителей немедленно собрали для совершения обряда перекрещивания. С трудом мы с Наташей уговорили его перенести это на завтра, чтобы была возможность оповестить и собрать как можно больше людей. А пока, узнав, что отец Анатолий является также доктором медицины, Наташа попросила его устроить прием имеющихся в поселке больных. Дело в том, что медпункт в поселке пустовал уже несколько месяцев в связи с уездом фельдшера. Правда, изредка наведывалась участковый врач из Белого Яра, Валентина Григорьевна, ее очередное посещение поселка совпало с нашим, и мы познакомились с ней на следующий день.

Весь остаток дня отец Анатолий принимал больных в домике медпункта.

На следующий день утром, пока о. Анатолий готовился к совершению Таинства Крещения, мы осмотрели поселок и окрестности. Вместе с хозяином, Павлом Вылла, мы проверили сети для утренней ухи, проехали на моторке по озеру и протокам, побывали на болоте, где собирали клюкву. Кстати, такого изобилия клюквы я не видел никогда, собирают ее не руками, а сгребают ковшиком. И измеряют собранное не ведрами, как мы привыкли, а мешками. Клюкву и бруснику местные жители сбывают вертолетчикам (больше некому) за деньги или меняют на водку. Такса – две бутылки за ведро.

Вернувшись в поселок, мы посетили единственный магазин поселка. Особо следует остановиться на ассортименте товаров, в нем реализуемых. В поселке, где свежая рыба является едва ли не единственным продуктом питания, все прилавки завалены рыбными консервами! Кроме того, здесь была низкосортная мука, которая "не поднимается" из-за низкого содержания клейковины, сахар, бочка подсолнечного масла и кое-какая галантерея. Перед нашим приездом выдавали пенсию и видно к этому событию в магазин завезли 20 ящиков отборно плохой, но дешевой, водки (одну бутылку мы купили, и о. Анатолий увез ее с собой на экспертизу). Как говорится, комментарии излишни!

Из Памятной Книги Посещений поселка Нум-То:

"Рад, что судьба предоставила мне возможность побывать в Нум-То. Замечательные места, замечательные люди, которым я выражаю благодарность за помощь в работе. Надеюсь, что Священное озеро Нум-То на многие поколения вперед останется духовным центром для людей разных национальностей. Желаю счастья и процветания всем нумтовцам.

Зав. лабораторией этнологии института проблем Освоения Севера СО РАН, доцент Тюменского ГУ, к. и. н. А. П. Зенько. 2.07.97 г."

К трем часам дня в клубе собрались желающие принять обряд Крещения, собралось человек пятнадцать. Отец Анатолий сказал вступительное слово, он в простой и доходчивой форме объяснил собравшимся, чем отличается православие от протестантизма и почему крещение, совершенное над жителями поселка Нум-То адептами Белоярской церкви "Осанна", не может считаться действительным. Как врач и доктор медицины, он привел много доводов, разоблачая как обман совершаемые ими так называемые чудеса. Ненцы внимательно выслушали проповедь. Затем о. Анатолий приступил непосредственно к обряду Крещения. Мы, как могли, помогали батюшке. Во время совершения службы ненцы вели себя очень непосредственно. Оживленно переговаривались между собой, часто переспрашивали священника, по-детски радовались блестящим латунным крестикам, некоторые были навеселе. Вообще, ненцы производят впечатление детей, которых нехорошие взрослые дяди научили пить, курить и выражаться матом. В заключение отец Анатолий прочитал новокрещенным наставление о том, как должен жить православный христианин. Всем подарили иконки и разноцветные ленты. Было видно, что этот день станет для них праздником и запомнится на всю жизнь.

Вечера мы проводили в беседах с Павлом и Наташей о жизни, быте, обычаях и преданиях кочевых народов Севера. Другие жители поселка заходили редко: ненцы еще и очень стеснительны. Очень почитают они своих стариков. Нам очень много рассказывали о некоей Бабушке, жившей в одном из отдаленных угодий, которая является настоящей легендой, хранительницей традиций и фольклора этого народа. Точный возраст Бабушки никто не знает, но по некоторым подсчетам ей около 110 лет. Вот один из рассказов Бабушки, который передала нам Наташа:

Рассказ Бабушки о том, как появились на свете комары

В давние-давние времена жила в одном стойбище злая ведьма. Много горя причинила она своему народу: то мор на олешек напустит; то птицу и зверя в округе изведет так, что от голода люди мрут как мухи; то неизвестную болезнь нашлет на людей. Долго терпели ненцы и, наконец, решили извести колдунью. Они устроили яму-ловушку и заманили туда злую старуху.

Провалившись в западню, ведьма прокляла весь человеческий род и вскричала страшным голосом: «То, что вы терпели от меня, люди, покажется вам детской забавой по сравнению с тем, что ждет вас в будущем. Пусть выйдут из зубов моих комары, и расплодятся они по всей вселенной, и будут жалить людей до скончания века! »

Весть о том, что в поселке появился православный священник, очевидно, быстро разнеслась по округе, и на следующий день из тундры пришли еще люди, желающие креститься. Отец Анатолий еще раз совершил обряд Крещения. Всего в поселке Нум-То он крестил 26 человек, пообещав, что будет постоянно за них молиться. Тогда же было принято решение приспособить вторую половину помещения клуба под домовой храм.

Подходило к концу наше трехдневное пребывание в поселке Нум-То. В пятницу 25-го сентября за нами прилетел вертолет из Ноябрьска. С легкой грустью прощались мы с озером, поселком и его добрыми открытыми жителями. Отец Анатолий пообещал новокрещенным, что обязательно приедет к ним еще, уже со Святыми Дарами, чтобы совершить над ними Таинство Святого Причастия.

До свидания, Нум-То! До свидания, Священное Озеро! До свидания, православные братья и сестры!

Из Памятной Книги Посещений поселка Нум-То:

"Будущее возможно только с Богом. «Без Бога – не до порога». Я счастлив, что познакомился с людьми пос. Нум-То. Я благодарен Господу Богу, что мне милостью Божией привелось крестить многих жителей поселка, за которых я теперь буду непрестанно молиться.

Да хранит вас Христос!

Москва, Российский Православный Университет. Настоятель храма во имя св. прп. Серафима Саровского, Доктор медицинских наук, профессор, иеромонах Анатолий (Берестов). 24 сентября 1998 года."

Достоинства: Колоритность и красота природы Крайнего Севера, дружелюбность коренного населения
Недостатки: Не обнаружено


РКН: сайт youtube.com нарушает закон РФ

Время использования: Три дней
Год выпуска/покупки: 09/25/2015
Общее впечатление: Православная миссия в языческий поселок
Моя оценка:
5
Рекомендую друзьям: Да




Комментарии на отзыв:

Добавить комментарий

Обязательно
Обязательно
Обязательно