Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского

- Обитель проституток и брошенных детей
Образ Петербурга в романе

Петербург в произведении "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского очень живой, "говорящий", многоликий.

Достоевский душой чувствовал город, видел множество внутренних противоречий. Это и дало возможность писателю так необычно описать Петербург, который всегда казался писателю непонятным и странным, а в детстве, по признанию Федора Михайловича Достоевского, даже боялся его.

Со временем писателю захотелось узнать город изнутри, понять, как живут люди самых убогих кварталов.

Неслучайно роман "Преступление и наказание" имеет второе название - "петербургский роман".

Трагизм в чистом видеЖители столичного города больны, как и сам город: духовно, душевно, физически...

Петербург глазами Достоевского безобразен, жесток - это обитель проституток и брошенных детей.

Пристанище безнравственных мужчин, ищущих забвения в пьянстве и распутстве.

Знакомство с городом происходит с первых страниц: мрачные доходные дома, социальное неблагополучие, городские грязные закоулки, сумрачные неприглядные дворики, лестницы с помоями...

По сути, Петербург - яркий действующий герой романа, можно сказать, соучастник преступлений, грязных заговоров.

Столичный город, уничтожающий светлое, внушающий бредовые и безумные мысли, доводящий до гибели.

Образ Петербурга наделен резким контрастом, некой двойственностью.

Желтый цветНеустроенность и надрыв душ человеческих, грязи, вонь, пыль, нечистоты переплетается с красотой и величием Невы и Невского проспекта, зеленью парков, роскошью богатых домов, беспечной жизнью высшего сословия.

Жильцы нищих квартир и помойных углов проходят мимо пышности жизни, стараются обходить стороной Невский проспект.

Сцены уличной жизни

Городской пейзаж представлен нам глазами несчастных и обездоленных, он безрадостный, сумрачный и душный, именно на его улицах мы наблюдаем практически все несчастья.

На городских улицах под колесами кареты богачей гибнет Мармеладов, отец Сони.

На городских равнодушных улицах от горлового кровотечения умирает Катерина Ивановна.

На городских туманных улицах уходит из жизни Свидригайлов.

Раскольников задыхается от всепоглощающего запаха гнили и духоты, преследующей его повсюду: в грязненькой желтой «каморке», и на узких вонючих улочках, в «комнатах-клетушках», в которых он волею судьбы появляется.

Петербуржские интерьерыДухота выступает ярким подобием грубого, жестокого, безжалостно питающегося душами горожан, города - монстра.

И для Раскольникова, и для окружающих его людей, Петербург является омутом боли, неравенства, злобы, бесстыдных пороков, нечеловеческой жестокости и грубого насилия.

Социальное неблагополучие превратило людей в безразличных, враждебных, злобных существ.

Петербуржские интерьеры

Но уличные картины - лишь небольшая частичка городского образа, и наряду с ними мы видим такое же неприглядное описание мест обитания действующих лиц.

На страницах романа рассказывается в основном о жизни в доходных домах - самых невзрачных местах, где снимают убогие комнатушки бедные, находящиеся на грани нищеты, и чаще всего опустившиеся, люди.

Интерьеры "петербургских углов", несомненно, играют не последнюю роль для лучшего понимания жизни города.

Дома, в которых живут герои, так же убоги, мрачны и неприятны.

Грязные и вонючие дворики, мрачные лестницы, сумрачные комнаты, видящие свет лишь от солнца или свечного огарка.
Писатель умышленно не создает домашний очаг, наполненный уютом и светом; комнаты у него подобны каморкам (каморка Раскольникова), старым постройкам («сарай» Сонечки), углам («проходной угол» Мармеладова), грязный гостиничный номер - свидетель последних минут жизни Свидригайлова- мрачные, страшные, убогие, вонючие «гробы».

Все это сравнивается с чем угодно, но на жилище человека абсолютно не тянет.

В настроении живущих в страшных зловонных местах видна безысходная отчаянность и беспомощность.

Сцены уличной жизни Подняться с глубокого дна дано не всем, а возможно, никому.

Так жить тяжело и страшно, человек не может жить в таких условиях вечно, поэтому одни погибают, другие попадают на каторгу.

Одушевляя Петербург, писатель хотел, первую очередь, показать муки человеческие, внутреннюю борьбу, боль, безысходность, страдание и горе.

Желтый цвет

Для того чтобы читатель мог почувствовать физическое и нравственное нездоровье общества, увидеть социальную затхлость, заглянуть в истерзанные души героев, автор мастерски вводит в роман болезненный желтый цвет, показывающий нам весь противоестественный душевный мир и города, и действующих лиц.

Оборванные старые обои на стенах, убогая мебель, клетушка Раскольникова, лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с "желтым"лицом и красноватыми впавшими глазами", желтый билет Мармеладовой Сони, перстень Лужина...

Желтым цветом писатель показал страшную, безрадостную и тревожную атмосферу петербуржкой жизни.

Трагизм в чистом виде

Жизнь, подобная той, что мы видим на страницах романа, не может возвысить человека, направить его на лучший, праведный путь.

Путь выживания, как это ни прискорбно, никогда не бывает нравственным и честным.

Голод, социальная несправедливость, унизительная нищета, смрад - все это порождает преступность.

В такой жизни люди не испытывают по отношениюк окружающим ничего, кроме неприязни, раздражения и ненависти, они испытывают лишь звериное любопытство.

Замысел главного героя, Родиона Раскольникова, ясен уже в самом начале. В конце истории на перекрестье дорог он кается в содеянном, а бедная Сонечка Мармеладова, которой и так досталось от жизни, связывает свою жизнь с убийцей.

Семья Мармеладовых - бездна человеческих несчастий. Мармеладов, муж и отец, мерзок, отвратителен и жалок. По его вине жена идети висят на грани нищеты, а Сонечка становится проституткой. Мармеладов понимает это и не находит другого выхода, как броситься под колеса кареты.

Но Достоевскому жалко Мармеладова? Почему? Наверное, Мармеладов единственный, кто еще способен хоть что-то чувствовать, винить себя.

Несчастная жена Мармеладова, Катерина Ивановна, - единственное, что у нее осталось - скудные воспоминания о прошлой благополучной жизни. Она умирает от горлового кровотечения.

Свидригайлов, способный пойти преступление просто от скуки, лишает себя жизни в гостиничном номере. Это тоже своеобразная расплата за грехи.

Все герои романа висят на волоске от гибели, нравственной или физической, ежедневно ожидая социального приговора.

Образ Петербурга, показанный нам писателем, несет прозябающим в нем только смерть во всех ее проявлениях.

Да и что могут предпринять лишние, социально бесправные, ненужные никому, живущие в смрадных маленьких клетушках огромного города, люди? Как смеют они противостоять владельцам богатых карет "роскошных палат"?

И Федор Михайлович старается отыскать ответ, старается понять жизнь столичного "дна".

Писатель обвиняет социальное бесправие и неравенство, осуждает существующие общественные устои, которые провоцируют людей, толкая их на безумные поступки, пьянство, разврат и разгул, смерть, убийство.

Видимо, по этой причине беспощадный Петербург Федора Михайловича Достоевского не должен быть другим.


Видео обзор

Все(5)
Образ Петербурга в романе Ф М Достоевского "Преступление и наказание".Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"Петербург в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказаниеЭкскурсия по главным адресам романа "Преступление и наказание"







Комментарии на отзыв:

Добавить комментарий

Обязательно
Обязательно
Обязательно